История рода Фон Мекк

ruenfrdeitples

Подпишитесь и Вы будете

в курсе всех событий и

изменений на сайте.

Ваши данные не будут

переданы третьим лицам.

vladimir vladimirovich von meck Владимир Владимирович фон Мекк портрет Серова 1901Влади́мир Влади́мирович фон Мекк (14(26) июля 1877, Москва — 16 мая 1932, Нью-Йорк) — губернский секретарь, в звании камер-юнкера. Живописец-любитель, модельер, театральный художник, меценат, коллекционер.

 

Биография

Происходил из старинного немецкого остзейского дворянского рода, перебравшегося в Лифляндию из Силезии в конце XVI века. Владимир Владимирович родился в семье Владимира Карловича фон Мекка (1852—1893) и Елизаветы Михайловны (1861—1892), дочери московского водочного фабриканта М. А. Попова. Его дед по отцовской линии, Карл Фёдорович фон Мекк, был одним из основоположников российского железнодорожного транспорта; еще более известна бабушка Надежда Филаретовна.

С детских лет увлекался живописью. В 1889 году его учителем стал молодой художник В. А. Серов, который способности двенадцатилетнего ученика оценивал довольно скромно: «Видел я мальчика, моего будущего ученика, ничего интересного не представляет, я думаю, заниматься с ним будет довольно скучновато[2]

Владимир фон Мекк принадлежал к художественному объединению «Мир искусства», принимал активное участие в создании Союза русских художников[1]. В 1902—1903 годах вместе с С. А. Щербатовым открыл в Петербурге художественный салон «Современное искусство», в котором были представлены ювелирные изделия, мебель и картины, выполненные художниками К. А. Сомовым,Н. К. РерихомЛ. С. Бакстом и другими. Совместно с Щербатовым оформил для салона одну из комнат. В своей «Автомонографии» Грабарь, описывая устройство выставки, писал: «… Щербатов с Мекком сделали комнату на мотив павлиньего пера[3]!» В 1903 году Мекк вместе с Щербатовым выпустили альбом «Константин Сомов». В 1906 году он был включён в комитет Выставки русского искусства в парижском Осеннем салоне. Владимир Владимирович был автором воспоминаний оВрубеле, которые в 1918 году были опубликованы в журнале «Свободный час». Вместе с кн. С,А. Щербатовым и бароном Н.Н. Врангелем устроил выставку в честь двухсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга и издал ее каталог в 1903 году.

Образование получил на юридическом факультете Московского университета. Сразу после учебы призвался в армию и прошел обучение в течение 11 месяцев в 4-й батарее 2-го Гренадерской артиллерийской бригады и в августе 1903 признается достойным производства в Прапорщики запаса артиллерии[4].

Попечитель Девятинской церковно-приходской школы при церкви Девяти мучеников в Новинском[5].

В 1899—1903 годах — заведующий благотворительными учреждениями великой княгини Елизаветы Фёдоровны, с 1904 года — её личный секретарь. Во время русско-японской войны в качестве главного уполномоченного Российского общества Красного Креста в Японии занимался отправкой на родину русских военнопленных. И. Э. Грабарь писал А. Н. Бенуа 15 мая 1904 года: «Был у Мекков, у старого и молодого. Старый неизвестно где, а молодой между Харбином и Ляояном уполномочествует[6].» После окончания войны в 1907—1909 годах занимался обустройством церкви Святых Марфы и Марии в Марфо-Мариинской обители[1]. Также под его патронажем находилось устройство домов для бесприютных детей в Москве. Заинтересовавшись скаутским движением, Владимир фон Мекк поддерживал развитие его в России и в 1914 году стал одним из основателей «Общества содействия организации юных разведчиков города Москвы[1]»

В годы Первой мировой войны назначен уполномоченным всех госпитальных складов, отрядов и поездов Императрицы Александры Федоровны. Числится у своего дяди Н.К фон Мекка в администрации Московско-Казанской Ж.Д. на должности помощника заведующего отделением улучшения быта служащих. В 1914—1917 годах — член Московского комитета по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну.[1] 

После Октябрьской революции Владимир Владимирович остался в России и устроился на работу в Малый театр. Театральные эскизы, выполненные фон Мекком, в 1919 году были представлены на ХI Государственной выставке работ деятелей прикладного искусства и художественной промышленности в Москве, а в 1923 — на Выставке театрально-декорационного искусства Москвы 1918—1923 годов.

В 1923 году Владимир фон Мекк был направлен в Париж для отбора картин русских художников, проживающих за границей, для Передвижной выставки русского искусства в Америке. В Россию больше не вернулся, перебравшись из Парижа в США. Грабарь вспоминал: «В июне 1924 года мы сели на пароход, шедший прямым рейсом в Латвию, и в конце месяца были уже в Москве. Большинство, впрочем, осталось в Америке; не вернулись Конёнков, Захаров и Мекк; Сомов поехал в Париж, где остался до сих пор, Виноградов — в Ригу, где также осел. Из восьми человек вернулись трое: Сытин, Трояновский и я[7].»

В Америке Мекк продолжал работать: в мае 1924 года вместе с Ф. И. Захаровым им была организована выставка в Филадельфии в магазине Дубасова, где были представлены рисунки модной одежды, театральных костюмов и узоров.

Скончался Владимир Владимирович фон Мекк 16 мая 1932 в Нью-Йорке.

Коллекция

Одним из главных увлечений Владимира фон Мекка было коллекционирование картин. С. А. Щербатов в книге «Художник в ушедшей России» писал, что Мекк «обладал тонким художественным чутьём. Художественной школы он не проходил, был дилетантом, но способности у него были: направил же он их по особому пути. Он собирал хорошие картины, приобретал красивые вещи, любил изысканную обстановку. …Русским (он был старинного балтийского рода) и москвичом он был до мозга костей[2].» В его собрании были преимущественно работы М. А. Врубеля и В. М. Васнецова, а также И. И. Левитана, К. Коровина, Н. К. Рериха, К. А. Сомова и других. В 1900—1908 годах из-за испытываемых финансовых трудностей часть коллекции была продана Третьяковской галерее[1] и другим музеям и коллекционерам. Так на выставке, организованной художниками «Мира искусства», Мекк за 3000 рублей приобрёл картину М. Врубеля «Демон поверженный». В 1908 году картина была продана галерее. Также среди поступивших картин были: «К ночи» М. А. Врубеля, «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» Н. К. Рериха, «Последние лучи солнца» и «Лунная ночь» И. И. Левитана, «Аленушка» В. М. Васнецова, «Летом» К. А. Коровина, «В деревне. Баба с лошадью» В. А. Серова, «Остров любви» К. А. Сомова. Музей Александра III (ныне Русский музей) обогатился полотнами: «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, «Радоница (Перед обеднею)»А. Е. Архипова, «Сибирь» В. М. Васнецова, «Золотая осень. Слободка» И. И. Левитана, «Венеция» М. А. Врубеля. Часть картин были приобретены другими коллекционерами: И. С. Остроуховым, С. С. и А. П. Боткиными, М. П. Рябушинским[8].

В 1919 году оставшаяся часть коллекции была национализирована и направлена в Государственный музейный фонд.

Брак

Владимир Владимирович фон Мекк был женат на Варваре Геннадьевне Карповой (1889—1954), младшей дочери историка Геннадия Фёдоровича Карпова и Анны Тимофеевны, урождённой Морозовой, родной племяннице предпринимателя и мецената Саввы Морозова. Брак был бездетен.

Награды

Примечания

  1. ↑ Перейти к:1 2 3 4 5 6 Мекки // Большая российская энциклопедия / С.Л. Кравец. — М: Большая Российская энциклопедия, 2012. — Т. 19. — С. 614-616. — 768 с. — 60 000 экз. — ISBN 978-5-85270-353-8.
  2. ↑ Перейти к:1 2 Серов, с. 478.
  3.  Серов, с. 670.
  4.  РГВИА 400-9-31139 листы 13 - 17
  5.  Московский епархиальный училищный совет. За четверть века 1884 - 1909 / протоиерей Иоанн Мансветов. — Московский епархиальный училищный совет. — Москва, 1910. — С. 398. — 600 с.
  6.  Серов, с. 418.
  7.  Автомонография Игоря ГрабаряПроверено 29 января 2014.
  8.  Гавлин М.Л. Фон Мекк // Российские предприниматели и меценаты.

Литература

  • Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Ленинград: Художник РСФСР, 1971. — Т. 1. — 717 с. — 20 000 экз.
  • Письма М. А. Врубеля к В. В. фон Мекку. 1900–1903. (Публикация Т. И. Кафтановой) // Советское искусствознание. Вып. 26. М., 1990. С. 443–455